- Катехизисы католические
- это краткое изложение учения церкви в форме ответов и вопросов, каковая принята теперь. В XIII в. появляются только части таких катехизисов, в средние века есть такие произведения, походящие на К., но они затрагивают вопросы, касающиеся изъяснения апостольского символа, Молитвы Господней, а некоторые даже касались псалмов, перечисления главных грехов против любви Бога и ближних и против Десятисловия. Особенно изобиловал такими катехизическими произведениями в. XV, хотя качественно удовлетворительных этих трудов дал он очень мало. Фома Аквинатский особенно старался над тем, чтобы Катех. труды более соответствовали своим задачам, он написал несколько таких произведений, которые в самом деле стояли на надлежащей своей высоте и были распространены в средние века. В XVI в. лютеранское движение вызвало серьезную обработку К. иезуитами. Из таких К. можно отметить Катех. Канизия (ск. 1597 г.), в нескольких переработках, до 1863 г. выдержавший до 400 изданий, который разделяется на две части: касающиеся мудрости, праведности. На Пиренейском полуострове был распространен К. иезуита Франца Ксаверия, а в Риме иез. Белярмина. Менее удачным К. был т. н. Римский К., появившийся в 1506 г. и представляющий собою катехизическое руководство для пастырей. В 1679 г. во Франции Клавдий Флери издал историч. К. 1687 г. появил. К. Боссюэта. 1850 г. в Германии был введен К. Дегабра (напис. в 1248 г.). В 1905 г. Пий X издал К. "Comendio della dottrina cristiana". В России дети р.-к. пользовались К. Д. Стацевича, но после разрешения преподавания Закона Б. на родном языке, является много К. (кс. Ржевиска, но особ. изв. кс. Бончковского, кс. Соколика и др.).
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.